Какой звуковой кабель стоит покупать для акустических колонок?
Очень часто, выбирая звуковой кабель для акусической системы, люди думают, что чем красивее кабель, тем лучше он работает. А красивая "обёртка" чаще специально используется всего лишь для взуальной привлекательности товара. Ещё как правило, покупатель кабеля редко находит время для прослушивания предлагаемой модели, а то и просто такой возможности нет в самой торговой точке.
Каждый понимает, что профессиональный кабель - хороший кабель, но не каждый знает, что профессионалам не нужны "понты" в виде сочной изоляции, красочной упаковки. А потому профессиональный акустический кабель будет иметь самый простой внешний вид, а его изоляция будет однотонная или просто чёрного цвета.
Но потребитель покупает глазами... Потому мы решили подготовить эту небольшую статью в помощь начинающим меломанам и любителям домашних кинотеатров.
Немного теории..
Какими бы ни были хорошими усилители и динамики, без проводов, соединяющих их с усилителями они будут угрюмо молчать. Чтобы звук из колонок радовал уши, надо сначала порадовать их самих и подсоединить к ним те провода, которые надо. Обычно кабели, которые используют для подключения к колонкам называют “акустическими” или “колоночными”, а теперь еще и “спикерными”.
Начнем с простого:
Способность проводов пропускать через себя электрический ток зависит от материалов, используемых при их изготовлении. И, как ни удивительно, серебро, а не золото чемпион среди проводников. Первые 4 места соревнований по проводимости среди химических элементов распределены так :
1 |
Ag Серебро |
2 |
Cu Медь |
3 |
Au Золото |
4 |
Al Алюминий |
Чтобы не было короткого замыкания, провода принято изолировать, поэтому металлические жилы оборачивают или заливают тем, что не проводит электричество. Каких только видов изоляции не бывает, но главная ее задача - не дать проводам замкнуться с соседями или с человеком.
Сами провода состоят либо из одной толстой проволоки или из множества тонких проволочек (“жил”), скрученных между собой. И их так и называют “одножильный” или “многожильный”. Многожильный провод проигрывает одножильному в способности проводить ток, но выигрывает во многих других соревнованиях, особенно в гибкости и “неломучести” от многократного изгибания. Но не советуем сильно заблуждаться - от многократных перегибов ломается все и многожильный шнур тоже.
Как кабель влияет на качество звука?
Сначала об “элитных” стандартах Hi-Fi и Hi-End : Дискуссии на тему “Высокая верность воспроизведения” не меньше 50 лет.. И тогда и сейчас оценку выставляли не приборы а эксперты. И тогда и сейчас вывод одинаковый: хотите услышать верное воспроизведение - идите на акустический концерт. В мире нет и не будет абсолютно линейной техники, которая без искажений запишет и воспроизведет звук так как он звучал при записи. Искажения неизбежны, а спекуляции на этом не будут иметь конца. И какую технику выбирать остается делом вкуса и ограничивается размером кошелька и здравым смыслом, если он имеется. Самый главный критерий - нравится или не нравится.
К примеру утверждение, что использование в Hi-End кабелях посеребренной меди улучшает воспроизведение обертонов это, как говорил один наш хороший знакомый, “чушь противотанковая”. Мало того, что серебро ненамного отличается по проводимости от меди, так еще и эффект распространения высокочастотных токов по поверхности проводника начинает сказываться в диапазоне радиочастот, а для звукового и ультразвукового диапазонов он ничтожно мал. Зато провода “богато” оформлены и народ с кошельками охотно верит, что только этот кабель и нужен их технике.
Так что про такой кабель можно смело цитировать В.Высоцкого : “толку от него было как от козла молока, но и вреда однако тоже никакого”.
Что можно сказать про бескислородную медь OFC (Oxygen-Free Copper) и монокристаллическую медь ОСС (Ohno Continuous Casting)? И тот и другой сорт имеют массу замечательных свойств. Бескислородную медь очищают от растворенного в ней кислорода и окислов разогревая и разливая в вакууме или иной среде, обеспечивающей защиту от попадания окислов и других примесей. Ее структура становится однородной и не создает препятствий движению заряженных частиц. Для производства ОСС используется еще более сложная технология. Оба вида широко применяются в микроэлектронике, в космической и других высокотехнологичных промышленностях.
Но применительно к акустике следует вспомнить крылатое выражение медиков “Витамины обогащают мочу пациента и карман фармацевта”. Все резоны а-ля “снижает степень искажения звука и уровень посторонних шумов”, “не подвержены внутренней коррозии и их проводимость со временем не ухудшается” предназначены для неискушенного уха готового платить покупателя.
Еще раз: если проводник из меди, то “монокристалличен” ли он или “обезкислороден”, или и то и другое вместе, для акустических систем не имеет какого-либо существенного значения. Все эти преимущества проявляются ниже зоны чувствительности человеческого уха и шумы проводников на несколько порядков ниже уровня шумов, издаваемых транзисторами и другими радиодеталями.
Для акустических кабелей главное чтобы в них была медь и чтобы она не ржавела на манер “китайской” латуни на сантехнических фитингах. Что касается “неподверженности внутренней коррозии”, то медь прекрасно чувствует даже в речной и морской воде, так что внутри нормально сделанной изоляции она прослужит сотню лет.
Что стоит знать о сечении акустического кабеля?
Потери передаваемой энергии, зависят от сечения проводника. Чтобы узнать какое сечение у провода, его надо разрезать точно поперек и посчитать площадь торца. Соответственно чем толще провод, тем больше сечение.
В США изобрели свой стандарт, назвав его “American Wire Gauge System” или сокращенно AWG, который, чтобы посильнее уязвить европейцев. еще и перевернули с ног на голову, то есть чем больше калибр, тем меньше диаметр. Таблица соотвествия калибров площадям обширная, но вот для примера несколько часто применяемых типоразмеров для одножильных проводников :
Значение AWG |
Диаметр, мм |
Сечение, мм2 |
27 |
0,361 |
0,1023 |
25 |
0,405 |
0,128 |
26 |
0,455 |
0,162 |
24 |
0,511 |
0,205 |
22 |
0,644 |
0,325 |
20 |
0,812 |
0,517 |
19 |
0,912 |
0,652 |
18 |
1,024 |
0,8235 |
17 |
1,15 |
1,038 |
16 |
1,29 |
1,307 |
15 |
1,45 |
1,65 |
14 |
1,628 |
2,081 |
13 |
1,828 |
2,624 |
11 |
2,308 |
4,17 |
Зачем вообще нужно рассчитывать сечение акустического кабеля для прокладки колоночных шнуров? Дело в том, что если металл не идеальный проводник, то он греется от проходящего через него тока. Это значит, что если у вас мощная акустика, то придется взять достаточно толстый провод. А еще есть прямая зависимость сечения от длины. Следует знать, что чем длиннее путь до колонки, тем больше сопротивление проводников, а значит и потери в громкости и качестве. Но чем больше сечение проводника, тем меньше его удельное сопротивление, поэтому взяв провод потолще вы гарантированно не потеряете ни одного драгоценного ватта из отпущенных усилителем.
Пример расчета нужного сечения аудиокабеля:
Домашнюю акустику чаще всего подключают двухпроводным многожильным кабелем и такой тип является самым распространенным вариантом спикерного кабеля.
Осталось определится с его сечением. Для этого надо узнать, а насколько сами колонки сопротивляются подаваемому к ним току. Чтобы узнать какое сопротивление у вашей акустики надо заглянуть в паспорт или на заднюю стенку. Если ничего не узнали, ищите прибор измеряющий сопротивление (тестер, мультиметр, омметр) и меряйте его сами.
Чем меньше сопротивление колонки, тем больший ток она будет потреблять, а значит потребуется большее сечение. Есть такой параметр как плотность тока, то есть какой ток течет через единицу площади. Осталось посчитать какой ток будет потреблять ваша акустическая система, для чего надо использовать эту формулу : I = PR, (где I - ток, P - мощность акустики, R - сопротивление). Разделив полученную величину на нормативную плотность тока получим минимальное сечение. Для примера колонке мощностью 100 Ватт и сопротивлением 4 Ома нужен ток равный корню из (100/ 5) = 5 Ампер. Если почитать ПУЭ (сами ищите, что это значит) то номинальная плотность тока для медных проводов лежит в пределах - 2,7...3,5 А / мм2. То есть минимальное сечение провода для таких колонок - 1,8...2,3 мм2. Вот от этого и надо плясать. Для полной уверенности в наших расчетах осталось определить какое же сопротивление будет у этого провода. Для этого находим удельное сопротивление медных проводников - 0,017 Ом•мм2/м. Делим эту величину на сечение, умножаем на удвоенную длину кабеля и получаем, что максимальное сопротивление для 10 м провода сечением 1,8 квадрата будет 0,017 / 1,8 * 20 = 0,189 Ома. Это в 21 раз меньше сопротивления динамика, что вполне соответствует ничем всерьез не обоснованным требованиям для Hi-Fi техники. Расчеты показали, что для длин в пределах 5 метров сопротивлением кабеля можно смело пренебречь. Главное - это быть уверенным что провода действительно из меди, а не омедненной тряпицы. Когда продавцы будут уверять что вам надо никак не меньше 4-х квадратов, это значит что на вас тривиально хотят нажиться.
Какой акустический кабель выбрать?
Как и почти везде главные критерии выбора - качество и долговечность.
Как это ни грустно, но если вам нужно и то и другое, то сильно сэкономить не получится. К тому же технологии имитации сейчас развиты чрезвычайно и мы регулярно покупаемся на “выгодные скидки”, причем почти сразу понимаем, что выгоду получили отнюдь не мы.
Профессиональные модели акустических (спикерных) кабелей немецкой марки KLOTZ a-i-s
LYP0.. | LY2.. | SCY2.. | SCH2.. |
Параллельно идущие проводники. Изоляция одинарная (чёрный, белый, прозрачный) |
Проводники перевиты между собой с определённым шагом. Двойная изоляция. |
Проводники перевиты между собой с определённым шагом. Двойная закладная изоляция. |
Проводники перевиты между собой с определённым шагом. Двойная негорючая изоляция. |
Мультикорные модели профессиональных акустических (спикерных) кабелей для подключения Bi-wiring и Bi-amping
LSC.. | LYS.. | SCH4..D | SCFR4.. |
Проводники перевиты между собой с определённым шагом. Двойная изоляция. |
Добавлен сенсорный провод 2,5 мм². Двойная усиленная изоляция. |
Проводники перевиты между собой с определённым шагом. Двойная негорючая изоляция. |
Витая структура проводников. Негорючая изоляция повышенной надёжности. |
На что важно обратить внимание при покупке акустического кабеля?
На то, как выглядит медная жила. Если кабель очень мягкий или очень жесткий, то это повод для сомнений. Вполне может быть, что вам предлагают омедненный сплав. а не чистую медь. Все сплавы заведомо хуже меди по проводимости. Аргументация, что они лучше меди, потому что не окисляются и не ржавеют - это попытка ввести в заблуждение. Процессы окисления меди идут очень медленно и если контакт был нормальный, то с ним многие годы ничего не случится. А остальная медь закрыта химически нейтральной изоляцией и она будет дополнительно препятствовать разрушению металла. Кстати это очень важный показатель качества : “свежеоголенные” жилы нового провода не должны быть темнее неочищенной меди, если это не так, то либо медь ужасающего качества, либо изоляция агрессивна и скоро разъест металл. Нам попадались подобные образцы, которые буквально рассыпались в руках.
- Пощупайте и помните изоляцию. Нормальная не должна липнуть к рукам и оставлять следов краски. Она должна быть в меру мягкой, упругой, но прочной и не трескаться при крутом перегибе. Двойная изоляция дороже одинарной, если это не так, то надо уточнить почему.
- Естественно должна быть цветовая маркировка одного из проводов. Иначе вы замучаетесь “фазировать” свою акустику, а это крайне важно для систем объемного звука, чтобы динамики колебались в одинаковую сторону.
- Производители высококачественного кабеля обязательно маркируют свою продукцию и ставят метровые метки, чтобы легко было отсчитывать нужные куски.
- Чтобы быть уверенным, что перед вами не подделка имеет смысл поискать в сети производителя и посмотреть как выглядит его продукция и похожа ли она на то, что вам предлагают.
Ответственные продавцы дорожат репутацией и стараются не никого обманывать, ну разве что сборщиков налогов и таможенников. Дело за малым - найти ответственного продавца. Зайдя на наш сайт вы попали по адресу и мы, ценя ваше доверие, постараемся, чтобы вашей акустике было хорошо звучать. Мы предлагаем лучшие акустические кабели по приемлемым ценам и готовые решения для подключения аудио систем уровней Hi-Fi и High END.
Ответы на часто задаваемые вопросы покупателей акустических кабелей
Вот список ответов на вопросы, которые должен задать себе покупатель, чтобы выбрать кабель для подключения акустических систем:
Оценка решения |
|||
Вопрос |
Отлично |
Удовлетворительно |
Скорее плохо |
Где купить? |
У отраслевых продавцов |
В магазинах продающих электронику |
В магазинах хозтоваров, на рынках |
Сколько жил должно быть в проводе? |
Много и свитых специальным образом |
Минимум 7 |
Одна |
Из какого металла должен быть кабель? |
Медь OFC или радиотехническая |
Медь электротехническая |
Специальная “медь” из Китая для развивающихся стран, алюминий |
Обязательно ли нужен посеребренный кабель? |
На ваш вкус, разницы не ощутите. |
Нет |
“А это че..?” |
Какое сечение выбрать? |
Желательно рассчитать |
Не меньше 0,5 мм2 + по 0,5 мм2 на каждые 50 вт мощности |
Чем дешевле тем лучше, ведь не утюг же подключаем! |
Сколько нужно слоев изоляции? |
Два |
Один |
А зачем она, пустим параллельно или спичками отгородим. |
Какой должен быть цвет изоляции проводов? |
Обязательно разной, например красная и синяя, наружная оболочка может быть одноцветной |
На изоляции должна быть цветная полоса (белая, красная), чтобы не перепутать плюс с минусом |
Какая разница, разберемся если что.. |
Что делать с излишками кабеля? |
Все лишнее обрезать, оставив небольшие припуски на монтаж и демонтаж. |
Сначала оставить по паре метров запаса на случай некоторой перестановки, потом излишки отрезать. |
Ничего не резать, запихаем бухту за колонку. |
Чем снимать изоляцию |
Специальным инструментом |
Строительным ножом, но предельно аккуратно. |
Зубами или ножницами.. |
Что делать если при зачистке перерезал несколько жил и остатки их немного выступают за пределы изоляции? |
Зачистить снова |
Лучше переделать, но, если перерезано не слишком много жил, то можно отрезать их ”под корень”, чтобы ничего не выступало за края изоляции. |
Оставить все как есть, “а че будет-то..?” |
Надо ли звать специалистов для прокладки кабелей |
Если денег хватит, то да, но обязательно под вашим присмотром. |
Не слишком сложная задача, самому вполне можно справится. |
У меня сосед электрик, все развесит как надо.. |
Надо ли облуживать припоем концы перед соединением с колонками? |
Да, контакт будет надежнее и долговечнее. |
Не обязательно, но хотя бы зачистить (поскоблить). |
Дык и так работает, пошурудим если что.. |
Можно ли использовать ШВВП или ПВС? |
Нет, там медь невысокого качества. |
Можно, но если уверены в производителе. |
А на рынке другого не бывает.. |
Здравствуйте,
Посоветуйте, пожалуйста, кабели для усилка marantz Pm5005 и акустики wharfedale D330
Здравствуйте, Денис!
Смело рекомендуем немецкий профессиональный акустический кабель серии LY:
https://1-tech.com.ua/product/ly2ptpt-kabel-akusticheskiy-spiker-kruglyy-elastichnyy
великолепная статья, спасибо . хотел услышать мнения профессионала о акустическом кабеле швейцарской фирмы Oehlbach 1012 сечением 2x10, реально ли сечения кабеля 2Х10 мм могут быть востребованы ?
Спасибо. Вероятно для подключения концертной акустики высокой мощности.
Добрый вечер, установлен усилок gladen 250c4XL
4 колонки пионер ts-a2013i, в 4 Ома, какой лучше акустический кабель подобрать?
Из опыта:
У меня акустика triangle borea br0? + harman/kardon pm645 + ЦАП radius.
Акустика была подключена обычным медным кабелем 1.5 мм2 звук просто отличный.
Ну и захотел я что бы от акустики отходил и кабеля с толщиной в большой палец.. Красиво черт побери..
Купил neotech по 6 мм2 жила. По 2.5 каждый кабель.
Подключил... ужаснулся, средина сразу провалилась, чёткость упала, Низы стали менее чёткие, вообщем вернулся я к самому обычному медному кабелю.
Вывод: не тратьте деньги на акустические кабеля, купите обычный ПВС или КГ и звук будет намного лучше.
Спасибо за статью. Такой полной и профессиональной информации давно не встречал.